На главную » Меню » Главное меню » Статьи » Интересное для винокуров » Сколково: исследование о теневом рынке алкоголя

Сколково: исследование о теневом рынке алкоголя

В сентябре 2019 года в рамках проекта Сколково Центра социального проектирования «Платформа» был издан доклад «Теневой рынок алкоголя: структура, тенденции, последствия». В рамках проекта по составлению данного исследования использовалась информация о потребительном рынке алкоголя в различных населенных пунктах России, о тенденциях защиты потребителей от контрафакта в алкогольной продукции, о роли государства в регулятивной роли алкогольного рынка. Для составления данного доклада было взято экспертное мнение основателя интернет-магазина HOOTCH.RU и розничных магазинов «Домашняя Винокурня» Сбоева Егора Михайловича.


В рамках доклада были выявлены основные тенденции на легальном рынке алкогольной продукции:

Последние 10 лет алкогольный рынок развивается на фоне ужесточения регулирования со стороны государства: повышение акцизов; введение минимальной цены производства, внедрение ЕГАИС в производстве, в оптовом и розничном звене; запрет рекламы (с некоторыми исключениями); ограничение мест и времени продаж; и другие меры государственного регулирования. Главная тенденция в 2008-2018 гг. – сокращение объема производства ликеро-водочных изделий и другой крепкой алкогольной продукции на 24% до 101,3 млн дал, слабо-алкогольной продукции на 84% до 6,8 млн дал, пива на 32% до 774,7 млн дал. Производство вина за этот же период увеличилось на 13% до 120,5 млн дал. Снижения происходили под действием различных регуляторных мер и совпадали с ними. Помимо регуляторных изменений влияние на рынок алкогольной продукции оказали также демографические изменения (уменьшение когорты потребителей в возрасте с 18 до 29 лет) и тренд на ведение здорового образа жизни.

За период 2008–2017 гг. розничные цены на алкогольные напитки в целом увеличились в 2,4 раза. При низкой себестоимости производства (в особенности это относится к ЛВИ), которая мало менялась, наблюдался постоянный рост акцизов, в связи с чем произошло изменение структуры стоимости алкогольных напитков – в структуре цены все большую долю начали занимать акцизы. Так, доля акциза в розничной цене водки достигает 36%, пива 19%, вина 13,5%3.

В качестве одной из причин падения объемов рынка алкогольной продукции рассматривается введение мер государственного регулирования. При этом можно отметить, что, во-первых, все меры государственного регулирования принимаются в отношении добросовестных участников рынка и создают дополнительные выгоды от ведения своей деятельности недобросовестным участникам рынка. Например, введение акцизов, установление МЦП, МЦОТ и МРЦ, ограничение мест и времени продаж и другие меры. Во-вторых, каждый из сегментов и ниш развивается самостоятельно, подчиняется собственной логике и нуждается в отдельном подходе к контролю и регулированию. При этом отдельные единые нормы регулирования легального рынка алкогольной продукции приводят к разным последствиям для каждого из сегментов нелегального рынка.

Егор Сбоев был приглашен на данное экспертное заседание как эксперт в теневом рынке алкоголя, а именно для выражения мнения по общему рынка неконтроллируемого домашнего/промышленного производства алкоголных напитков. Итак, дмашнее производство самогона, настоек, вин, пива, сидра, пуаре, медовухи, и прочих напитков - чаще является как хобби, не является объектом продажи, так как процесс трудозатратен, требует внимания, вложения средств в аппаратуру и ингредиенты. Воспринимается как гастрономическое увлечение. Также домашнее производство может быть связано с недоверием к продукции из магазинов.

Эксперты также считают себестоимость производства высокой, а технологию – значительно более сложной, чем изготовление водки или спиртосодержащих жидкостей. Эксперты считают, что часть домохозяйств потенциально может осуществлять продажу алкогольных напитков домашней выделки, однако масштабы такого производства невелики.


Другой сегмент теневого рынка алкоголя по мнению Егора Сбоева - это кустарное производство алкогольных напитков на продажу, например, самогон; изготавливаемая из этилового спирта с добавлением ароматизаторов и красителей спирт, разбавленный водой, который в последствие поступает в продажу. Другими словами, это контрафактная продукция, выпущенная с подделкой товарных знаков; также это может быть товар-имитация: продукция, выпущенная с копированием элементов товарных знаков; фальсификат: продукция с недостоверной информацией о составе.


Основными причинами развития нелегального рынка алкогольной продукции, выделяемыми приглашенный на доклад экспертами, являются:

1. Высокая маржинальность производства нелегальной крепкой алкогольной продукции.

2. Экономическая недоступность легальной алкогольной продукции (снижение покупательской способности населения, повышение МРЦ, увеличение акциза и доли акциза в цене готовой продукции) и, как следствие, наличие спроса на нелегальную алкогольную продукцию со стороны малообеспеченных слоёв населения.

3. Сохранение спроса на покупку алкоголя в ночное время при ужесточении контроля над продажами в легальных точках.

4. Ненадлежащий контроль за оборотом сырья для изготовления алкогольной и спиртосодержащей продукции и готовой продукции:

  • ? Отсутствие контроля за оборотом медицинского спирта (не находится в ведении РАР);
  • ? Отсутствие полного контроля за спиртзаводами (часть спиртзаводов не находится в ведении Росспиртпрома10);
  • ? Неясный учет ЛВИ, разливного пива и вина в сфере общественного питания.

5. Дополнительные регуляторные меры в отношении легальных производителей алкогольной продукции:

  • ? Повышение ставок акцизов на алкогольную продукцию;
  • ? Сложная система получения лицензии на осуществление производства, оборота и розничной продажи алкогольной продукции;
  • ? Дополнительные региональные ограничения мест и времени продаж алкогольной продукции;
  • ? Введение ограничений на оборот продукции в ПЭТ-таре.

6. Недостаточность государственных программ, направленных на повышение грамотности населения при выборе алкогольной продукции и на формирование культуры цивилизованного потребления.